logotype
Управление жилищного хозяйства Демского района

КОГДА МЫТЬ ПОЛЫ?

– В нашем подъезде нет влажной уборки уже месяц. На прошлой неделе после третьего обращения приходила уборщица, подмела полы и ушла. Сказали, что у нее не было доступа к воде, а жители отказались заполнить ей ведро. Неужели мы из квартир должны обеспечивать ее водой и как регулируется уборка общедомового имущества по нормативам? – спрашивает Людмила Анатольевна, проживающая на Мусоргского, 17.

К нам уже не впервые звонят жители города – не всегда собственники остаются довольны качеством уборки подъездов своего дома. Кто-то вовсе говорит, что подъезд убирается силами жильцов, несмотря на то, что платят деньги. Управляющие организации, как правило, аргументируют это нехваткой средств и отсутствием сотрудников. Мы решили разобраться в этой ситуации и направились по указанному адресу.

…Неприметная желтая панелька расположена вдали от шумных магистралей в тихом уголке Демы среди берез и других насаждений. С виду не создает впечатление заброшенности и имеет вполне достойный вид, несмотря на то, что построена еще более полувека назад в 1964 году.

В первых двух подъездах не открыли, а вот как только попала в третий, тут же захотела развернуться и выйти на свежий воздух от запаха сушеной рыбы и слабоалкогольных напитков.

Пока приходила в себя, в дверь вошла и уборщица Рамиля, с которой договорились встретиться.
– Затопил сосед сверху – весь потолок провис, ждала ремонтников, чтобы слить. График гибкий, тем и устраивает работа. Например, вчера к десяти нужно было в поликлинику, а там ведь за пять минут не управишься, с пяти утра до девяти отработала и вышла после обеда. А если в будни куда надо, могу в выходные помыть, – говорит Рамиля Гайсина.

В день может убирать до десяти подъездов – все зависит от количества этажей, состояния. На большее хоть и остается времени, но физически не хватает сил. Старается чередовать, чтобы за влажной была сухая уборка. Например, в этом подъезде она мыла полы три дня назад. Надо признать, если не учитывать кучи мусора между первым и вторым этажами, дальше все чисто. Отсутствие толстого слоя пыли на подоконниках, почтовых ящиках, паутины на стенах и проводах говорит о том, что влажная уборка здесь проводится регулярно.

Работа, безусловно, не легкая – с ведром воды подниматься на пятый этаж, вручную отжимать половые тряпки, работа с чистящими веществами, в пыли… В среднем за подъезд получает около семисот рублей – где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Подрабатывает в нескольких компаниях – если где-то задержат зарплату, в другой получит, чтобы прокормить семью. Уборщиц нередко обманывают. В прошлом году был случай: работодатель два месяца не платил, а потом и вовсе исчез с долгом Рамиле почти 130 тысяч.

Жители разные – где-то приветливые, понимающие всю тяжесть работы, здороваются, а кто-то может по только что вымытому полу пройти даже не протерев ноги у входного коврика. В этом подъезде есть неблагополучные, к которым приходят асоциальные личности и разводят вот такой беспорядок, хотя старший по дому довольно-таки активный и неконфликтный человек. Впечатление портят иногда «гости».

– Где-то в домах бывают трудности с доступом к воде, в таких случаях приходится обращаться к жителям. Но ответы бывают разные – кто-то окатит ругательством, а кто-то и чай нальет. Одни строго следят за графиком, а другие на следующий день после уборки могут вызывать, если намусорили, – говорит уборщица.

Еще пару десятков лет назад в подъездах многоквартирных домов собственники помещений убирались самостоятельно. Одни составляли график дежурств, другие нанимали для уборки подрядные организации. Ситуация изменилась с принятием постановления №290 в 2013 году, где был задокументирован минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.

Если у собственников помещений заключен договор с управляющей компанией или их дом обслуживает ТСЖ или иной потребительский кооператив, то они и обслуживают общее имущество, куда входят межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и технические этажи. При заключении договора с собственниками управляющая организация должна утвердить перечень работ и услуг и размер платы за них. Уборка подъездов относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества МКД.

Если ранее санитарных требований к частоте такой уборки не было, то с первого марта 2021 года в РФ начали действовать новые СанПиН о санитарном содержании и эксплуатации помещений. В частности, ужесточена санитарная норма к частоте влажной уборки.

– Рекомендуется каждый день подметать три нижних этажа, все остальные – не реже трех раз в неделю. Мытье всего подъезда должно проводиться два раза в месяц, – говорит руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Анна Казак.

В случае, когда уборка не проводится вовремя, можно позвонить по номеру, указанному в платежной квитанции. Если же не реагируют на звонок, можно написать письмо (единолично или коллективно) в двух экземплярах, где в свободной форме изложить суть проблемы, указав дату и время, и отправить по почте или же отнести в УК, заверив его во входящих у секретаря. Как правило, в таких случаях уборщица приходит на следующий же день. Если ее нет, можно обратиться в Госжилинспекцию.